Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном

Технологическая карта урока по русскому языку

Предмет, класс: русский язык, 5 класс

Ф.И.О. учителя: Горлова Анастасия Васильевна

Тема урока: Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном

Учебник: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель деятельности учителя:

Повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное»

Цели урока:

1)     образовательные:

создать условия для повторения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном

способствовать формированию умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

2)     развивающие:

развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

3)       воспитательные:

Способствовать воспитанию любви к языку через выразительные возможности прилагательных, пониманию эстетической функции слова, активному использованию прилагательных в устной и письменной речи.

Задачи:

Предметные: повторение и обобщение знаний правописания прилагательного, его грамматических признаков и синтаксической роли.

Метапредметные:

Познавательные: умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение грамотно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные: умения организовывать себя выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей;

адекватное реагирование на трудности;

самоопределение.

Тип урока

Повторение и обобщение изученного

Методы и формы работы:

Наблюдение над языком.

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование:

Доска, мультимедийные проектор, раздаточный материал

Наглядно-демонстративный материал:

Карточки с заданиями

Технология урока

Здоровьесберегающие технологии;

Элементы технологии обучения в сотрудничестве.

Этап работы

Действия учителя

Действия учеников

УУД

1.

Организационный момент.

(включает в себя мотивацию)

Со звонком учитель начинает говорить цитату Паустовского. «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ

и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. С русским языком можно творить чудеса!»

Это слова писателя, Константина Георгиевича Паустовского.

- Добрый день, ребята. Скажите мне, пожалуйста, вы любите свой родной язык?

Тогда давайте сегодня на уроке мы с вами это проверим. Так получилось, ученые нашли книгу, в которой заключены великие тайны русского языка, но ключ от этой книги хранится у волшебника, и отдать он его согласен ученым, если именно вы пройдете ряд испытаний, конечной целью которых будет собрать воедино все части магического ключа и заполнить схему на листах А4, которые лежат у вас на партах.

- Вы готовы?

Тогда перед вами первое испытание.

Слушают учителя.

 

2.

№3

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации, из которой выходит целеполагание.

Целеполагание.

Мотивация.

(Первое задание: определить тему урока и поставленные цели).

На экране перед учениками 2 текста: Один с прилагательными, из другого прилагательные убраны. Задача детей – понять, в чем разница текстов и ответить на вопрос, зачем нам нужны вообще в речи прилагательные.

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами 2 текста. Выпишите в свои тетрадки слова, которых не хватает в тексте.

(Для анализа берем отрывок из произведения И.С.Соколова-Микитова “Русский лес”)

“Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей”

«Зимой и летом, осенью и весной хорош лес. Днем выйдешь, бывало, в лес на лыжах и не надышишься. лежат под деревьями сугробы. Над тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей».

- Прочитайте слова, которые вы выписали.

- Определите, какой ни части речи.

- Кто уже догадался, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- А зачем нам нужны прилагательные в речи?

(чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

-Чтобы правильно украшать нашу речь такой замечательной частью речи, нам необходимо знать ее очень хорошо, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

- А вы уже знакомы с этой частью речи?

- Значит, что мы с ней будем делать?

- Таким образом, кто мне может сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Совершенно верно (На экране: Повторение и систематизация изученного об имени прилагательном ).

- Какую цель мы поставим для себя?

- А что мы знаем об этой части речи? (приводим детей к тому, что мы знаем правописание и морфологические признаки имен прилагательных)

- Давайте посмотрим на экран. (обобщение и расширение сведений о прилагательном как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением темы «Имя прилагательное»)

- И с этой частью задания мы с вами справились. А вот и первая часть ключика! (ключ 1)

Дети сравнивают 2 текста.

Выписывают недостающие слова.

Выписывают и читают слова.

- Прилагательные.

Дети поднимают руки, отвечают на вопрос. – Речь пойдет об имени прилагательном.

- Прилагательные делают нашу речь красивее, ярче, выразительнее.

- Да

- Повторять

- Повторение имени прилагательного

- повторить все, что мы знаем об имени прилагательном.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и строить понятные для все высказывания

Личностные: осознанность учения

Коммуникативные: -формирование своего мнения;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: Целеполагание

Познавательные (логические): построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самоопределение

4.

Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, мы с вами уже некоторое время говорим, что имя прилагательное так важно для нас, а вот что же это такое, мы с вами еще не сформулировали. Кто справится с этой задачей?

(как только дети дали определение СЛАЙД с правильным ответом и частью ключа).

- Посмотрите, у нас уже две части ключа и следующее задание. Это загадка. Отгадав ее, мы узнаем, о каком признаке прилагательного идет речь.

Снег КАКОВ? Он чист и бел

Мел КАКОВ? Он хрупок, мел.

Пух КАКОВ? Всегда пушист,

И красив кленовый лист

КАКОВО мое оконце?

Широко, в нем видно солнце!

Совы серы и темны,

Ночью мышкам не видны.

Все подобные слова -

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА

Скажут обязательно!

- Кто уже догадался, о каком признаке имен прилагательных идет речь?

- Чем отличаются полные и краткие прилагательные? (привести детей к синтаксической роли имени прилагательного).

Верно, но это еще не все. Посмотрите, на ваших партах лежат листочки с заданиями №1 Вам нужно найти в предложениях полные и краткие имена прилагательные, записать их в две колонки: в одной полные, в другой краткие. А так же преобразовать полные прилагательные в краткие (этим займется первый ряд и половина второго), а краткие - в полные (этим займется вторая половина второго ряда и третий ряд). У вас 3 минутки

 

                 Текст.

 Медвежата жили в лесу. Лес был дремучим, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос огромный куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свежим и бодрящим, медведица позволяла своим деткам лакомиться сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж и тороплив: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч. Днём же, в жару, когда диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.

 

- А теперь проверяем задание (опрос).

(Сверяем с ответами на экране, если нужно, исправляем ошибки, объясняем).

- Посмотрите внимательно на выписанные и образованные слова. Какая в них изученная орфограмма встречается? Кто может рассказать правило?

- Теперь, после того, как мы справились с эти заданием, давайте посмотрим, даст ли нам волшебник третью часть ключика.

(на экране появляется третья часть). Ребята, и с этим заданием мы справились! (ключ 2)

Повторение числа прилагательных.

- Волшебник так легко не сдается, и мы спешим выполнить еще одно задние!

- На столе каждого из вас лежит конверт, откройте его. Прочитайте внимательно текст. Что вы заметили особенного в прилагательных первого и второго текста?

1. Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

2. Далеко за горизонтом отсвечивали чёрные вершины скалистых гор. Ночные светила приветливо смотрели на землю, а в зелёных зарослях путники встретили веселые голоса перелётных птиц.

Правильно, ребята. Значит, имя прилагательное какой еще признак имеет?

- Составьте мне сейчас устно каждый по 2 словосочетания прилагательное + существительное, где прилагательное будет стоять в ед. и во мн. числе. (Опрос детей по порядку).

-Давайте посмотрим, наградил ли как-то нас волшебник за проделанную работу? (на экране появляется еще одна часть ключа). (ключ 3)

- Что же еще для нас приготовил чародей?! Внимание на экран.

(Задание «Убери лишнее»)

А) хорошая, доверчивый, красивая, мудрая. (ж.р)

Б) доверчивый, благородный, смелый, зоркое (м.р)

в) широкая, глубокое, ровное, золотое (ср.р)

 

- На повторение какого признака было это задание?

- Я вас сейчас поделю на четыре группы. Найдите листочек с тестом, который мы рассматривали в самом начале урока. Ваша задача: 1 группа выписывает имена прилагательные только в м.р, 2 группа – только в женском роде, 3 группа – только в среднем роде, а 4 группа выписывает прилагательные, которые мы не можем отнести ни к ж, ни к м, ни к ср роду. У вас три минуты.

- А проверим мы таким образом: группы. Поменяйтесь листочками и начинаем проверять.

- Ребята, посмотрите на экран! У нас появилась еще одна часть ключа! А это значит, что задание мы выполнили верно. (ключ 4)

 

-Про что мы с вами еще не проговорили? Обратите внимание на след текст. Что в нем не так?

 

- И что нам нужно сделать? Значит последний признак, про который мы с вами поговорим – это падеж. Поставьте прилагательные в нужную форму. Как вы это сделаете?

Поставьте в необходимый падеж все имена прилагательные. Читаем и называем падеж.

(Во время выполнения дети вспоминают еще и падежи.).

              

 

                   Текст.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали (белая) пену на песчаный берег с (золотистый) песком. (Морская) пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Как вы думаете, мы справились с эти заданием?

Внимание на экран! (На экране появляется исходный текст и следом часть ключа). (ключ 5)

- Делая это упражнение, вы столкнулись еще и с орфографической задачей, касающихся окончаний имен прилагательных. Кто может сказать, что же это за задача у нас была?

- Ребята, а только ли в падеже должны имена прилагательные согласовываться с существительными?

Тогда вам должен быть под силу текст, который прислал вам волшебник. Ваша задача изменить имена прилагательные и объяснить, зачем вы это сделали. Определите все признаки у них, которые мы сегодня повторили.

Мои (юный) друзья, раз вы дошли до (заключительный) задания, значит не зря в вас не сомневался. Я был (полон) уверенности, что вы добьетесь поставленной цели и решите мои (сложный) задания. Вы подошли к (финишный) черте и скоро узнаете, что скрывает в себе та книга, которую так стремятся открыть ученые моим (волшебный) ключом!

(ключ 6)

- Последняя часть ключа есть у нас! Посмотрите на экран! Волшебник прислал нам то, что так хотят ученые найти в этой книге и донести до других жителей, чтобы любовь к русскому языку проникла в их сердца!

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Ребята, это слова замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой. Я желаю вам, чтобы любовь к родному языку никогда не угасала в вас, а только росла и распускалась, как самый прекрасный цветок.

Ученики дают определение имени прилагательного и зарабатывают еще одну часть ключа.

- Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие и обозначает признак предмета.

Учащиеся читают загадку, отгадывают, определяют признак

- Полные и краткие прилагательные.

Дети выполняют задание на карточках. Они поделены на 2 группы. Проверка.

Полные: дремучий (дремуч), огромный (огромен), свежий (свеж), бодрящий (бодрящ), сладкой (сладка), колючий (колюч),

Краткие: пахуч (пахучий), сладок (сладкий), неуклюж (неуклюжий), тороплив (торопливый) сыпуч (сыпучий), жгуч (жгучий).

- Правописание Ь после шипящих.

- В кратких именах прилагательных после шипящих Ь не пишется.

- В первом тексте прилагательные только в ед.ч.. а во втором   только во мн.ч.

- Оно может быть множественного и единственного числа.

Дети составляют словосочетания.

- В первой строчке лишнее доверчивый (это м.р), во второй   - зоркое – это ср.р., в третьей – широкая (это ж.р)

- Род имени прилагательного.

Каждая группы зачитывает полученные варианты другой группы и говорит, правильно ли они сделали.

- Имена прилагательные и существительные не согласованы.

- Согласовать, поставив в нужный падеж.

- Нам нужно задать вопрос от имени существительного, к которому относится прилагательное.

- Прилагательные согласуются с существительными в роде числе и падеже.

Дети читают текст и согласовывают имена прилагательные с существительными. Читают получившийся текст, проверяют правильность выполненного задания.

-Правильное написание окончаний имен прилагательных при изменении по падежам. Чтобы правильно написать безударное окончание, нужно задать вопрос.

- Нет, еще в роде и числе.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной

формы в другую.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре.

Регулятивные: оценивание себя, оценивание работ других.

проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция

личностные: самоопределение

3

Рефлексия

А сейчас последний этап нашего урока. Найдите сейчас на своих партах листочки с лесенкой и оцените свою работу на уроке.

Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы:  

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Остались ли что-то, что вы не поняли или в чем затрудняетесь?

Исходя из этих вопросов, подумайте, насколько вы довольны своей работай на уроке и укажите это в виде человечка на лесенке.

1 ступенька – не доволен, 2 ступенька – могу сделать лучше, 3 ступенька – все получилось. Кроме того, дети должны дорисовать лицо человечка (привычный для них смайл). Линия, загнутая вниз, означает плохое настроение. Прямая линия – нормальное настроение. Линия с кончиками вверх – хорошее настроение.

Заполняют

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Личностные: способность самооценки своих действий;   адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Печать E-mail

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика