характеристика конкурса «Юный инженер»

Конкур проводится для учеников 7-8 классов

При проведении конкурса Юный инженер мы стараемся

  • раскрыть перед учениками само понятие слова “инженер”. Рассказываем о том, с латинского языка слово «ingenium» переводится как «способность, изобретательность». Говорим, что талантливым инженером является, например, Леонардо да Винчи, так как он автор множества технических открытий и идей.
  • Главная задача инженера – создание новых разработок, которые будут необходимы в различных отраслях производства. В функцию инженера входит решение производственных задач, выполнение чертежей и расчетов, создание рабочей модели с последующим ее тестированием с помощью специальной аппаратуры.

Ребятам предлагается попробовать свои силы в инженерном деле, а это значит решить  техническую  проблему. Для этого необходимо пройти  три этапа:

  • Теоретический. На нем ребята запасаются необходимыми знаниями.
  • Проектирование. Это творческий этап – на нем применяются имеющиеся знания, смекалка и сообразительность. Результатом этого этапа является описание инженерного сооружения, которое поможет решить поставленную задачу.
  • Сооружение и испытание модели.

 

Методическая цель: обеспечить в ходе конкурса повторение основных известных по общему курсу физики понятий, решить практическую задачи и продемонстрировать рабочую модель.

Задачи:

 Образовательные: проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, навыков самоконтроля; продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности

Воспитательные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики, развитие способности общения и работы в команде, воспитание чувства товарищества.

Развивающие: проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Тип конкурса: урок обобщения , проектная работа в команде.

Технология: Здоровье сберегающая, групповая работа дифференцированного характера.

Необходимо техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, подготовленные наборы оборудования и материалов. Распечатки заданий и листы для оформления.

Планируемые результаты

Предметный: Формирование навыков решения задач практических задач

Метапредметный : развивать умение генерировать идеи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении

Личностный: сформировать умение управлять своей учебной деятельностью. Повысить интерес к физике. Развивать внимание, память, логическое и творческое мышление.

Предметные умения Знание единиц физических величин, решать количественные и качественные задачи.

Общие формируемые УУД

Личностные : готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому виду деятельности; формирование ценности познания, активной жизненной позиции

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной деятельности; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: формулирование собственных ожиданий, активное участие в работе.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушают и высказывают свою точку зрения, понятную для собеседника; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. 

План конкурса

  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)
  2. Каждая команда получает часть теории. (Весь теоретический материал – это кейс по теме. Материал подбирается так, что позволяет рассмотреть ситуацию с разных сторон, плюс специальная информация с привлечением нормативной документации) (15 минут)
  3. Представители от каждой команды знакомят всех участников со своей частью теорией (Я обращаю внимание на новый материал, и тот который будет непосредственно полезен на этапе проектирования) (30 минут)
  4. Возвращаемся к проблемной ситуации и четко формулируем задачу. (2 минуты)
  5. Каждая команда получает набор оборудования и таблицу для заполнения по результатам эксперимента (50 минут)
  6. Каждая команда демонстрирует рабочую модель своего устройства (30 минут)
  7. Жюри подводит итоги. (10 минут)

ИТОГО 2,5 часа 

Проведение конкурса Юный инженер на примере темы “Полиспаст” 

  1. Создание проблемной ситуации (2 минуты)

Правителем Египта в 2500 годах до н.э. в течении 27 лет  был Хео́пс— при котором была построена самая большая пирамида в Гизе – пирамиды Хеопса. Технология строительства пирамид вызывает споры и в наше время. Но все же, большинство ученых считают, что пирамиды построил человек исключительно своей силой.

Спустя 45 веков любой 7-ми и 8-миклассник может облегчить тяжелый труд строителей пирамиды, сконструировав простые механизмы для поднятия тяжелых блоков. 

Теория разделена 8 блоков (рассчитана на 8 команд – участников)

  • Египетская пирамида – одно из чудес света
  • Неподвижный блок
  • Подвижный блок
  • Полиспаст
  • Применение полиспастов
  • Выигрыш в силе полиспастов
  • Сложные полиспасты
  • Золотое правило механики  
  1. Представители команд, используя слайды презентации, рассказывают свою часть теории

Время на выступление 1 команды 3-4 минуты 

  1. Формулировка цели работы:

    Используя имеющееся оборудование сконструировать полиспаст с максимальным выигрышем в силе. 

  2. Задачи:
  • Определить теоретический и практический выигрыш в силе, и сравнить их
  • Найти КПД установки 

Оборудование:

штатив, три блока, нить, груз, линейка (длинная), динамометр, зажим 

Ход работы: 

  1. Определить вес груза
  2. Измерить прикладываемую силу при равномерном вытягивании нити
  3. Определить высоту поднятия груза h
  4. Определить длину вытянутой нити l
  5. Рассчитать полезную работу
  6. Рассчитать затраченную работу
  7. Найти КПД установки
  8. Определить экспериментальный выигрыш в силе по формуле
  9. Определить теоретический выигрыш в силе
  10. Заполнить таблицу
  11. Сравнить значения теоретического и экспериментального выигрыша в силе и объяснить их значения.

 

Определяемая физическая величина

Значение

1

Вес груза

 

2

Прикладываемая сила при равномерном вытягивании нити

 

3

Высота поднятия груза h

 

4

Длина вытянутой нити l

 

5

Полезная работа

 

6

Затраченная работа

 

7

КПД

 

8

Экспериментальный выигрыш в силе

 

9

Теоретический выигрыш в силе

 

 

  1. Демонстрация рабочей модели 
  1. Подведение итогов жюри 

Критерии оценки конкурса юный – инженер

Представление теоретической информации (изложение материала и ответы на вопросы)

Сооружение полиспаста

Заполнение таблицы по полученным экспериментальным и расчетным данным

Защита проекта полиспаста (Демонстрация рабочей модели и ее обоснование) 

  1. Награждение