Урок русского языка в 4 классе. Составление небольшого текста по опорным словам.

Урок русского языка в 4 классе

Учебно-методический комплекс: Русский язык. 4 класс. Л.Ф. Климанова. УМК "Перспектива"

Дата проведения: 29 апреля 2014года.

Место проведения: МБОУ ЛАП № 135.

Время урока: 40 минут.

Учитель: Козлова Татьяна Петровна

Составление небольшого текста по опорным словам

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели:

Образовательная

  • Развивать навык составления текста-описания по опорным словам.

Воспитательная

  • Привитие норм общения, взаимопомощи при работе в паре.

Развивающая

  • Развитие связанной письменной речи.

Деятельностная цель:

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

  • проверить знания прошлого урока;
  • развивать умение самостоятельно определить тему и цель урока;
  • тренировать умение устанавливать признаки различных типов текста;
  • тренировать умение определять место и причину возникших затруднений, выполнять работу над ошибками;
  • работать в паре;
  • научиться применять орфографические навыки при написании сочинений.

Формируемыеличностные УУД:

  • развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий;
  • освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия;
  • спокойное отношение к ошибке, как к рабочей ситуации.

Формируемыеметапредметныерезультаты:

  • приобретение опыта использования методов решения проблем поискового характера;
  • формирование умения работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать, представлять в виде текста;
  • формирование умения составлять предложения, тексты из заданных элементов;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • умение работать в парах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

  • умение выполнять анализ лексического значения имен существительных, прилагательных, глаголов;
  • составлять предложения из словосочетаний;
  • восстанавливать предложения и рассказы;
  • приобретение начального опыта применения орфографических знаний для решения учебно-практических задач;
  • умение соотносить творчество поэтов, художников, композиторов.

Формы организации:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа.

Оборудование:

Академия младшего школьника. (Электронный ресурс)

Мир музыки. (Электронный ресурс): портрет И.И. Левитана, картина «Вечерний звон»

Карточки 1.

Текст-описание                                Почему?                                            Потому что

Текст-рассуждение                          Что случилось?                                Сравнения

Текст-повествование                       Какой? Какая? Какое?                     Последовательность

Оформление доски

В…черний звон

Р…дной край

В…черние к…л…к..ла

Ум…р…тв…ряющий п…р…звон

Сч…стливые ч…сы

Технологическая карта (подробная)

пп

Дидактические

этапы урока

Деятельность учителя

Учебная ситуация

Что необходимо для выполнения учебного задания

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Полученный результат

Время выполнения (мин.)

1.

Мотивация к учебной деятельности

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)

‒ Начинается урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку: на столах должны быть учебники, тетради, ноутбук включен.

‒ Сформулируйте каждый для себя цель работы на уроке. (Повторять изученный материал по теме, тренироваться в применении знаний.)

- Урок мы начнем с повторения.

‒ Для чего нужно повторение?
‒ Вы активно начали урок, и я уверена. Что сегодня у вас все получится, а если на вашем пути встретятся затруднения, то вы обязательно справитесь с ними.

Проверяют готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы, осмысливают учебную деятельность, ставят цель

Целеполагание, волевая саморегуляция

Мотивационная готовность к уроку

2мин

2

Актуализация знаний

Подготовка мышления детей к деятельности:
1) актуализация знаний, умений, навыков;
2) тренировка соответствующих мыслительных операций.

Предъявляет задания, для тренировки применения изученного материала

Выполнение индивидуальных заданий на ноутбуках.

- Начнем работу с лексической разминки.

1) Открываем приложение «Академия младшего школьника», выбираем 4 класс. Открываем строку «Секретные материалы». Выбираем №1 «Анализ лексического значения существительного».

2) Выбираем №2 «Анализ лексического значения прилагательного».

3) Выбираем №3 «Анализ лексического значения глагола».

4) Выбираем №4 «восстановление предложений».

5) Выбираем №5 «восстановление рассказа».

6) Выбираем №12 «Составление предложений из словосочетаний».

Выходим из приложения, закрываем программу, выключаем ноутбук.

Посмотрите на доску. Соедините группы карточек.

- Где нам могут пригодиться данные знания? (при составлении текста)

- Что ещё мы должны знать о тексте? (типы текста, тему текста, основную мысль, опорные слова).

- Как называются слова, которые нам помогают составить текст? (опорные)

Диск «Академия младшего школьника»

Карточки 1

Решают задание, обосновывают свои действия.

Сравнивают слова и значения, находят обоснования для сравнения.

Умение анализировать ситуацию.

Работа с ноутбуком.

Применение логических операций: анализа, синтеза, сравнения.

Определение наиболее эффективных способов достижения результата.

Спокойное отношение к ошибке, как к рабочей ситуации.

10 минут

3.

Самоопределение к деятельности

Учитель предлагает детям определить тему урока

Чем мы будем заниматься на уроке?

(Составлять тексты)

Отвечает на вопросы

Формирование целеполагания учебной деятельности

Мотивация на учение

1 минута

Предлагает комплекс физических растягивающих упражнений

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Музыка

«Утро» Э.Григ

Выполняют упражнения

4

Работа по теме урока

Предлагает фронтальную работу со словосочетаниями.

Предлагает обсуждение картины

1) Рассмотрите словосочетания на доске. Какие буквы пропущены? Объясните написание.

Кто узнал эти слова? Из каких они произведений? (Стихи Иван Ивановича Козлова)

Кто может прочитать эти стихи?

Эти словосочетания будут сегодня опорными словами для написания сочинения по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»

А кто может поделиться информацией о художнике?

Рассмотрите внимательно картину. (с. 99 «Литературное чтение»)

Что вы видите на ней?

Какое время суток изображено?

Как это изобразил художник?

Что за звон он слышал? (звон колоколов)

Что привнесло в душу художника, описанное состояние природы? (спокойствие, восхищение)

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Попробуйте объединить полученные предложения в текст. Дополните их своими.

Подумай те, какой тип текста вам следует выбрать?

Что надо помнить о структуре текста? (Текст имеет начало, основную часть с кульминацией, концовку).

Пока вы обдумываете сочинение, послушайте «Вечернюю музыку» из симфонии-действия «Перезвоны» В. Гаврилина.

Самостоятельная работа детей

Экран.

Мир музыки. Изучаем. Художник И.И. Левитан (портрет).

Вечерний звон.

Мир музыки. Слушаем. «Вечерняя музыка»

Объясняют правописание слов

Читают стихи по памяти

Беседа по картине

Орфографическая зоркость

Развитие внимание, памяти

Развитие письменной речи. Составление текстов.

Спокойное отношение к ошибке

Расширение кругозора.

Умение выразить собственное мнение

Сопереживание

5.

Самостоятельная работа

Написание сочинений

Упражнение в применении ЗУНов в изменённых условиях.

Развитие письменной речи

6.

Рефлексия

Предлагает зачитать работы

Зачитывание работ, определение типов текста каждого сочинения

Дети предлагают свои тексты

Развитие монологической речи

Спокойное отношение к ошибке.

Рефлексия деятельности на уроке.

Фиксируется содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Какие умения нам пригодились на уроке?

Что вам помогло работать?

Ответы на вопросы с оценкой полученных знаний

Развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий.

Освоение начальных форм личностной рефлексии.

2 мин

Диагностика результатов.

Соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ребята, сегодня мы с вами поднялись еще на одну ступеньку по лестнице знаний.

Что нового интересного вы сегодня достигли?

Ответы детей

Самоанализ деятельности

Домашнее задание

Оформить сочинение

Печать Электронная почта

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика