Урок математики в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 20. Математическое путешествие по Древней Греции.

Урок математики в 1 классе

Учебно-методический комплекс: Математика. 1 класс. Л.Г. Петерсон. УМК "Школа 2000….", УМК "Перспектива"

Дата проведения: апрель 2015 года.

Место проведения: МБОУ ЛАП № 135.

Время урока: 40 минут.

Учитель: Козлова Татьяна Петровна

Сложение и вычитание в пределах 20. Математическое путешествие по Древней Греции

Тип урока: рефлексия (интегрированный урок)

Цели урока:

Образовательная.

Закрепить сложение и вычитание в пределах 20, совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая.

Развивать мыслительные операции, психические функции.

Воспитательная.

Прививать интерес к изучению математики и истории.

Деятельностная цель:

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

  • систематизировать полученные знания;
  • развивать умение анализировать;
  • тренировать умение устанавливать зависимости между компонентами сложения;
  • тренировать умение проверять по образцу;
  • тренировать умение определять место и причину возникших затруднений, выполнять работу над ошибками;
  • формировать умение работать в команде.

Формируемые личностные УУД:

  • развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий;
  • освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия;
  • спокойное отношение к ошибке, как к рабочей ситуации.

Формируемые метапредметные результаты:

  • приобретение опыта использования методов решения проблем поискового характера;
  • формирование умения работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать,;
  • формирование умения составлять комбинации из заданных элементов;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • умение работать в группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

  • умение выполнять устно и письменно сложение и вычитание в пределах 20;
  • составлять числовые выражения, находить их значения;
  • решать составные задачи в 2 действия;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач;
  • умение соотносить схемы и решения задач.

Формы организации:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа.

Оборудование:

  • Слайды: «Логическая последовательность», «Примеры – молнии», «Дорога признаков».
  • Карточки самооценки.
  • Индивидуальный лист самостоятельной работы.
  • Карточки-схемы задач и соответствующие карточки- решения задач.

Карточка самооценки

Карточка самооценки

Определение логической последовательности

Признаки фигур

Сложение

Вычитание

Решение задачи

Подсчет геометрических фигур

Математическая эстафета

Сопоставление схем и решений задач

               

Технологическая карта

пп

Дидактические

этапы урока

Деятельность учителя

Учебная ситуация

Что необходимо для выполнения учебного задания

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Полученный результат

Время выполнения

1.

Мотивация к учебной деятельности

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке;
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»);

- предлагает решить логическую последовательность

‒ Начинается урок математики.

Проверьте готовность к уроку: на столах должны быть учебники, тетради, раздаточный материал и пенал.

‒ Над какой темой мы работаем на уроках математики?
‒ Сформулируйте каждый для себя цель работы на уроке. (Повторять изученный материал по теме сложение, тренироваться в применении знаний о таблице сложения в пределах 20.)

Логическая последовательность.

Определите закономерность и выберите квадрат, который закончит ее.  

Варианты ответов:

         1         2         3         4

После определения последовательности (поворот на 15 минут) и нахождения правильного ответа (4) читается тема урока «Математическое путешествие по Древней Греции».

Определение цели урока совместно с учащимися.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по Древней Греции. Узнаем, чем прославились ее жители, а поможет нам в этом таблица сложения и вычитания в пределах 20. Вы ее все хорошо помните? А для начала мы с вами отправимся на первые Олимпийские игры.

Слайд 1

Слайд 2

Проверяют готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы, осмысливают учебную деятельность, ставят цель

Решают поисковую задачу

Целеполагание, волевая саморегуляция

Познавательные

Личностные

Мотивационная готовность к уроку

Определение закономерности

Формирование интереса к учению

2

мин

2.

Актуализация знаний

Подготовка мышления детей к деятельности:
1) актуализация знаний, умений, навыков;
2) тренировка соответствующих мыслительных операций.

Предлагает решить поисковую задачу

Предлагает решить примеры.

После выполнения задания предлагает проверить работу по ключу.

Предъявляет задания, для тренировки применения изученного материала

Предлагает выполнить задание на сопоставление схем и решений задач.

Предъявляет задание. Организует обсуждение.

Проводит промежуточное оценивание действий учащихся.

Предлагает проверить работу по ключу.

Устный счет.

  1. Для древних греков Олимпийские игры были святы. Согласно легенде, первым олимпийцем был царь богов Зевс. Согласно другой легенде, первые Олимпийские игры организовал Геракл (или Геркулес), сын Зевса, в знак благодарности за выигранную войну. По преданию Олимпийский огонь зажигал Зевс на горе Олимп. Какая стрела-молния зажжет Олимпийский огонь?

9+0-2-7+6-3+4

7+2-5+3-4+0+5

6-4+3-1+2-0+3

Нахождение примера, соответствующего ответу 8.

  1. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до нашей эры, то есть почти 3 тысячи лет назад. С тех пор греки считают года Олимпиадами. Олимпиада – это отрезок времени в 4 года. Посчитайте и вы, сколько Олимпиад прошло, если между первой и последней Олимпиадами промежуток времени в 8 лет. (3).

  1. На самых первых Олимпийских играх соревновались только в беге. Атлеты пробегали 190 метров – эту меру длины называли стадий. Отсюда появилось слово «стадион» - спортивная площадка.. И мы с вами совершим забег по дорожкам. Какой ряд быстрее решит примеры по цепочке?

7+7=14, 12-5=7, 6+8=14,

18 – 9=9, 15-7=8, 11 -4 =7, 5+9=14 ,

8 + 3 = 11, 7+4 =11, 9+8 = 17, 6 + 5= 11, 16 – 8 = 8, 14 – 6 = и т.д.

  1. В 490 году до нашей эры греки одержали победу над персами при небольшом селении Марафон близ города Афины. Гонец пробежал 42 км, чтобы сообщить эту весть царю. В память о его подвиге дистанцию в 42 км назвали марафоном. Помогите бегуну преодолеть дорогу «Признаков». Какие признаки изменились?

Где бегун споткнулся? Где нарушена закономерность?

  1. Греков справедливо считают народом, который заложил фундамент современной цивилизации. Какую бы область знаний и человеческой культуры мы не взяли, у ее истоков стоит имя греческого основателя. Найдите пару: кто отец каждой науки. Для этого соедините схему и выражение к ней подходящее. (см. приложение)

Объясни свое решение. Что находим (часть, целое, разность, большее число, меньшее число)? Как найти (часть, целое, разность, большее число, меньшее число)?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Греческий философ Анахарсис изобрел гончарный круг и якорь. На вопрос, какие корабли самые безопасные, ответил: «Вытащенные на берег».

Под музыку «Сиртаки».

Комплекс гимнастических упражнений, имитирующий движения гребцов.

Слайд 3..

Карточка 1.

Карточка .

Слайд

Листы с примерами. Для каждого ряда

Эталон для проверки

Слайд

Слайд

Набор карточек

Слайды

Музыкальное сопровождение.

Выбирают сравнивают значения выражений с заданным ответом.

Решают задание, обосновывают свои действия.

Находят значения выражений .

Проверяют работу по ключу.

Фронтальная работа , прослеживают изменение признаков

Работают в паре. Сопоставляют схемы и выражения

Комментируют свое решение.

Коллективное выполнение упражнения.

Умение анализировать ситуацию.

Применение логических операций: анализа, синтеза, сравнения.

Умение работать в команде

Умение составлять анализировать

Коммуникативные

Использование символов в математических записях.

Развитие математической речи.

Способность не допустить конфликтную ситуацию, в случае возникновения умение разрешить ее.

Определение наиболее эффективных способов достижения результата.

Спокойное отношение к ошибке, как к рабочей ситуации.

Самооценка по критериям.

Умение определять и называть признаки фигур.

Умение работать в паре

Способность к использованию знаково-символических средств математического языка.

Умение обосновать свою точку зрения

2 мин

2 мин

4

н

2

мин

5 мин

2 мин

3.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает исторические факты

Предлагает самостоятельно прочитать задачу

Предлагает обсудить алгоритм решения задачи

Предлагает восстановить закономерность

Предлагает выполнить нестандартное геометрическое задание в паре.

  1. Решение задачи.

Древнегреческие корабли назывались монерами, на которых каждый гребец управлял одним веслом. Эти лодки были легкими и юркими. Такие корабли можно легко было взять на плечи и перенести по суше. Так поступили аргонавты. Если корабль возвращался из похода с победой, то он плыл под белым парусом, а если с поражением, то под черным.

В гавани стояли корабли с белыми и черными парусами. С белыми парусами 16 кораблей, а с черными на 4 корабля меньше. Сколько всего кораблей было в гавани?

О чем говорится в задаче? Какие были корабли? Каких кораблей больше? Каких меньше? Как это изобразить на схеме? Сколько кораблей с белыми парусами? Что знаем о кораблях с черными парусами? Что это за число 4 корабля? (разность) Что надо найти в задаче? Можем сразу ответить на этот вопрос? Что надо найти сначала? Что потом? Запишите решение. Прочитайте вопрос еще раз. Назовите ответ. Запишите ответ.

  1. Решение примеров.

Расшифруйте слово.

По вариантам:

1 вариант: расставьте ответы в порядке возрастания (Пифагор)

3+6+4 =       Р

9+8-7 =       Ф

3+9-8 =       И

18-9+2 =       О

7+4-3 =       А

15-8-5 =       П

9+8-7 =         Г

2 вариант: расставьте ответы в порядке убывания (Архимед)

3+7-4 =       Р

6+8-4 =       Х

17-8+3 =       И

7+5+4=       Е

11-2-5 =       А

9+7+3 =       Д

16-8+7 =       М

Архимед и Пифагор были знаменитыми математиками и при этом участвовали в спортивных соревнованиях.

Для тех кто выполнит работу первым прописать последовательный ряд чисел:   951, 852, … ; 149, 248, … .

А вот древнегреческий философ Архит впервые описал куб и первым стал пользоваться чертежами. Сколько фигур на чертеже.

Слайд

Слайд

Раздаточные листы с текстами.

Слайд

Карточка с заданиями

Слайд

Самостоятельное чтение задачи

Самостоятельное решение примеров, расшифровка слова

Восстанавливают ряд чисел

Работа в паре.

Формирование осознанного чтения

Овладение навыками счета

Познавательные

Умение работать в паре, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Определение алгоритма решения задачи

Самостоятельно оценили выполнение задания.

Формирование умение анализировать, сопоставлять

Умение работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать.

8 мин

7 мин

2 мин

2 мин

4

Рефлексия деятельности на уроке.

Фиксируется содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Ребята, Сократ обучал своих учеников с помощью вопросов. Мой вопрос вам: «Как вы думаете, вы достигли цели, поставленной перед собой в начале урока?»

Ответы на вопросы с оценкой полученных знаний

Развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий.

Освоение начальных форм личностной рефлексии.

2 мин

Диагностика результатов.

Соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Отметьте на карточках зеленым цветом самые легкие задания, а красным цветом – самые трудные.

А сейчас в конце урока, давайте, выполним правило философа Бианта: «Все свое ношу с собой». Убирая с парт, не забывайте свои вещи.

Карточка самооценки

Дети заполняют карточки самооценки

Личностные

Формирование адекватной самооценки

3 мин

Печать Электронная почта

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика