Виновен - отвечай. Урок по обществознанию. 7 класс.

Методическая разработка урока по обществознанию 7 класс

Тема урока «Виновен – отвечай»

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о «законопослушном и противозаконном поведении»

Задачи:

Способствовать воспитанию гражданско - правовой позиции подростка,

Способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся.

Задачи урока:

образовательные (достижение предметных результатов):

    • Расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с основными понятиями «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушения».
    • Формирование информационных компетенций через работу с текстом, правовыми источниками, иллюстрациями.
    • Разъяснить учащимся опасность некоторых поступков, которые совершают несовершеннолетние, показать неотвратимость ответственности за их совершение.

развивающие ( достижение метапредметных результатов):

    • Развитие логического мышления, памяти через выполнение проблемных и исследовательских заданий.
    • Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
    • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
    • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

воспитательные ( достижение личностных результатов):

    • Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.
    • Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
    • Формирование гражданско-правовой позиции и культуры общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

    • Научиться объяснять значения понятий «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушения».
    • Характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности.
    • Различать разные виды наказаний, предусмотренных законом.
    • Давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе.

Метапредметные:

    • Личностные: осознать необходимость соблюдения правовых норм общества.
    • Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение организовывать свою деятельность.
    • Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; давать определения понятиям; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять познавательные и практические задания; выполнять познавательные и практические задания.
    • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы.

Личностные:

    • Овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог).
    • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
    • Формирование ответственности за свое поведение.
    • Осознание необходимости соблюдения правовых норм.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки для групповой работы.

Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение 2015..

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Психологический настрой

Мотивирует на успешную работу.

-Здравствуйте, дети. Сегодня урок у нас необычный, к нам пришли гости. А так как урок необычный, я предлагаю занять места за партами тоже в необычном для вас порядке: по времени года вашего рождения. Пожалуйста, займите места. Желаю всем удачи!

Ребята рассаживаются по группам: Зима, Весна, Лето, Осень.

2

Создание проблемной ситуации

   Итак, На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем нашего современного   общества. Но как вы знаете, общество развивалось не одну сотню лет, и люди совершали в своей жизни разные поступки. Предлагаю вашему вниманию один из сюжетов юмористического журнала «Ералаш».

«Кто виноват?» Серия 51

(ребятам демонстрируется сюжет, но не весь, а лишь до момента, где главный герой признается в содеянном) Далее идет беседа с классом

Что произошло?

Сколько лет герою сюжета?

Признал ли он свою вину?

Как вы считаете, что было дальше?

Сможете ли вы сформулировать тему урока? (задача учителя вывести детей на формулировку темы урока)

Учитель , войдя в класс увидел разбитую лампу. И спросил

Кто это сделал?

9-10

Да, признался в содеянном.

Он ответил за свое поведение.

, ведь за поступки надо отвечать.

Виновен – отвечай!

3

Целеполагание

А теперь, исходя из темы, сформулируйте цель в каждой группе и задачи обратите внимание, они будут разные

(Глаголы: Выяснить , Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

Чтобы достичь цели необходимо слаженно работать. Я предлагаю вам выстроить алгоритм верно и приступить к достижению поставленных целей и задач. А что вам для этого нужно?

Демонстрируются действия алгоритма в смешанном порядке:

-работа с понятиями.

- формулировка выводов.

- установление причинно-следственных связей.

- осмысление проблемы

- подведение итогов

- проверка и оценка выводов.

Ребята записывают цель и задачи.

Ребята должны выстроить алгоритм действия:

- осмысление проблемы

-работа с понятиями.

- установление причинно-следственных связей.

- формулировка выводов.

- проверка и оценка выводов.

- подведение итогов

4

Открытие нового знания

Перед вами примеры поступков. Как вы оцениваете их?

1. В школе девятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

А как в науке называется такие типы поведения?

Скажите, а в сюжете главный герой какое поступок совершил?

А как вы определили?

Работа с понятиями.

Задача учителя направлять детей в их работе с источником.

Еще древние законодатели утверждали, что закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.

Правонарушения

Преступления

Проступок

Виды

В каких законах содержится перечень нарушений и виды наказаний?

Наказание

Итак, вы разобрались с тем, чем отличаются поступки людей. Подростки , чей возраст считается одним из сложных, очень часто не осознают или считают, что им ничего не сделают за совершенные поступки. Так ли это?

Итак, следуя букве закона, так говорят юристы, я предлагаю вам сейчас побыть в их роли и предположить, а чем закончился сюжет в Ералаше.

После беседы учитель предлагает им досмотреть сюжет.

Объясните, почему дети разгромили весь кабинет?

Итак, вы видите, ребенок не понес наказания. Все подумали, что главное это сознаться.

Я предлагаю вам поработать с заданием в ваших рабочих листах.

У каждой группы есть свое задание на карточках. Пожалуйста, внимательно прочтите его и ответьте на вопросы.

  

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю

« Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь , я оглядываюсь назад и проникаю в тот день , когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ?..Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…»

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года)

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили...

Советую всем никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет...

Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года)

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные - это те, кто подговаривал... Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам.

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Какие выводы вы можете сделать?

Как вы думаете, можно ли помочь обществу, государству уменьшить количество правонарушений?

Я предлагаю сейчас каждой группе записать 2-3 правила, или совета, как не попасть в беду.

Далее выводится общее правило.

В ситуациях 2,3,6 люди ведут себя по правилам.

А в ситуациях 1,4,5 нет. Нарушают закон.

Законопослушное и противозаконное.

Противозаконный.

Значит есть признаки.

Фиксируют определения законопослушного и противоправного поведения.

Работа с таблицей страница 52.

Нет, ответственность по отдельным видам наступает с 14 лет. И даже в 11 лет подросток может быть помещен в специализированное помещение.

Ребята высказывают свои мысли, исходя из полученных знаний.

Просмотр.

Ответы учащихся.

Группа 1.

  1. Кто автор письма?
  2. Какое открытие сделал для себя подросток?
  3. Что явилось причиной его поступка?

Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

Группа 2.

1.         Кто автор письма?

2.         Что общего в причинах преступлений воспитанников ВТК?.

Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

Группа 3.

1.         Кто автор письма?

2.         Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?

Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

Группа 4.

1.         Кто автор письма?

2.         Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?

Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.

Причины правонарушений во всех случаях одинаковые.

5

Рефлексия

Рефлексия

1.достигла ли группа поставленной цели?

2. что для меня было новым на уроке?

3.чего я никогда не сделаю?

4.мой совет сверстнику.

Рефлексия для учителя. Выходной билет.

  1. Что осталось не понятно?
  2. Что хочу еще узнать?

Рефлексия.

1.достигла ли группа поставленной цели?

2. что для меня было новым на уроке?

3.чего я никогда не сделаю?

4.мой совет сверстнику.

Ученики пишут ответы на два вопроса и вешают свой листочек (стикер) на доске.

Печать E-mail

Научно-техническая революция. Урок по обществознанию. 10 класс.

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: Научно – техническая революция.

Тип урока:   урок изучения нового.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

- организовать самостоятельную деятельность учащихся по определению понятия «НТР» и черт современной НТР;

- актуализировать знания учащихся о промышленной революции;

- формировать представление о структуре НТР и её роли в современном обществе;

- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, диаграммами (анализ, обобщение).

- показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы: Презентация «Научно – техническая революция», презентации учащихся, рабочий лист

Этапы урока:

В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:

НТР, НТП, повторяют понятия эволюционный и революционный пути развития.

Знакомство с новым материалом сопровождается работой в рабочих карточках.

Ход урока

1. Организация класса.

1 этап: Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока: обеспечение мотивации, принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности. Сообщение темы урока (слайд 1)

Мотивация: содержание темы позволит вам лучше ориентироваться в приоритетах современного мира, глубже понять причины различий в экономике стран.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Р.В. Хохлова: (слайд 2)

«Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать»

Сообщение цели урока: - показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части, показать, что НТР – это единая сложная система. (слайд 3)

План урока: (слайд 4)

1. Рассмотреть понятие Научно-технической революции.

2. Характерные черты НТР.

3. Составные части НТР.

Вам уже известно слово революция, что оно означает? (учащиеся приводят свои примеры определения слова «революция»).

Я тоже подготовила определение революции из словарей (слайд 5):

Философский словарь:

         перерыв постепенности, скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития.

Словарь С.И. Ожегова:

         коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

В начале урока вам были розданы рабочие листы: (слайд 6)

По предложенной схеме сформулируйте определение понятия «НТР».

Задание № 1.

         Сформулируйте определение понятия «НТР» пользуясь схемой:

                   
   

Существенные признаки

 
 

Понятие

 
 

Что это?

 
           
 
 

 

НТР – это _____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Что у вас получилось?

(слайд 7)

НТР - коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.

Катализатором развития общества является преобразование производительных сил. На этом пути возникают моменты, когда производительные силы изменяются коренным образом. Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Значение НТР: (слайд 8)

  • НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека.
  • Мы живем в эпоху дальнейшего углубления НТР.

Из курсов истории и обществознания вам знакомо понятие НТП: (слайд 9)

это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества.

Обратимся к заданию №2 в ваших рабочих листах:

Задание №2.

Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ запишите в таблицу:

НТП

НТР

Проверяем (слайд 10).

Научно-технические революции: (слайды 11-15)

  1. XVIII - XIX вв. Переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара.
  2. конец XIX – начало XX вв.Использование электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др.
  3. середина XX вв.Использование атомной энергии, развитием электроники, космической техники.

Сообщение о достижениях 20 века Бубнова Н.

2. Характерные черты НТР.  

1) Универсальность, всеохватность. (Слайд 16)

Задание №3. Прочитайте текст учебника на стр. 91 пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (Работа с учебником) (слайд 17)

Заключение: НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 16)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.) (слайд 20)

Задание № 4:

Найдите пример в дополнительном тексте (с.115), который бы подтверждал эту черту НТР. (работа с учебником)

Посмотрите на таблицу, какой вывод можно сделать? (слайд 21)

Научное открытие

Внедрение в производство

Солнечные батареи

2 года

Транзисторы

3 года

Атомная бомба

6 лет

Телевидение

12 лет

Рентген

18 лет

Радио

35 лет

Телефон

56 лет

Фотография

112 лет

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 22)

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственнoгo труда. В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 23)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и  Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

Электронная физминутка (Слайд 25)

3. Составные части НТР.  (Слайд 26)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 27-30)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

Наукоемкость- измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство.(слайд 26)

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников.(слайд 28) При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии. У вас на столах лежит доп. материал в котором указано количество Нобелевских лауреатов по странам мира, и затраты на науку в разных странах.

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП (слайды 28-29).

2) Техника и технология.  Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы. (Слайд 30)

Функции:

-         трудосберегающая;

-         ресурсосберегающая;

-         природоохранительная;

-         информационная (слайд 31)

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

Эволюционный путь  Революционный путь

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии) (слайд 32-33)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии) (слайд 34-35)

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. 

Какой путь развития будет характерен для нашего времени? Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

Задание № 4. (слайд 36)

Приведите примеры эволюционных и революционных изменений в различных отраслях мирового хозяйства. Заполните таблицу. Проанализировать текст учебника на стр. 94-95, а также дополнительный материал на с.115-116.

Отрасль

Эволюционные изменения

Революционные изменения

Черная металлургия

Электроэнергетика

Транспорт

Сельское хозяйство

3) Производство: шесть главных направлений развития. 

Задание № 5

Распределите следующие конструкционные материалы по группам: а)кирпич, б)оптическое волокно, в)пластмасса, г)чугун, д)стекло, е)древесина, ж)металлокерамика, з)металлопластик, и)стеклопластик, к)цемент, л)медь, м) специальные сплавы с использованием редких металлов.

Степень новизны

Металлические

Неметаллические

Композиционные

Традиционные

Новые

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. 

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Сдайте, пожалуйста, рабочие листы консультативной группе. Они проверят ваши работы.

Одним из главных направлений развития было названо применение биотехнологий. Послушаем небольшое сообщение о них.

III. Итоги урока:

Д.З. § 1 тема 4. Подготовить презентацию (4-5 слайдов) по темам:

  • Электронизация
  • Комплексная автоматизация
  • Перестройка энергохозяйства
  • Производство новых материалов.

Обратная связь: сенквейн.

Оценки за урок:…..

Печать E-mail

Деньги и их функция. Урок по обществознанию. 7 класс.

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Деньги и их функции

Урок обществознания в 7 классе

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

І. Организация класса.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

ІІ. Опрос домашнего задания. (Слайд № 1-2)

1. Соотнесите, какие из перечисленных профессий относятся к высококвалифицированному труду, а какие к малоквалифицированному? Дополните список своими примерами: врач — в, инженер — в, дворник — м, грузчик –м, системный администратор – в, официант – м.

Слайд №2(проверка)

Почему труд врача считается высококвалифицированным?

2. Исправьте ошибки в тексте. На листе задание (слайд № 3 -4)

Мастер – золотые руки – так говорят о людях, добившихся выдающихся успехов своим трудом. Они обладают высоким профессионализмом, вызывают уважение окружающих. Среди них можно встреть людей только одной профессии, ювелиров, работающих с золотыми изделиями. (Среди мастеров встречаются люди разных профессий – учителя и врачи, ювелиры и кузнецы, плотники и повара.) Каждый из них сам открывает для себя секреты своей профессии и старается хранить их в тайне, ни с кем не делясь своими секретами. (Своими профессиональными секретами они делятся со своими детьми и внуками, передают свои знания и опыт ученикам.) Многие тайны пропали для нас, уходя вместе с мастерами своего дела. Имена многих из них остаются в народной памяти надолго, их изделия хранятся в музеях и собраниях коллекционеров.

Слайд №4 (проверка текста)

3. Работа с текстом. Карточки-задания .

- Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в представленном тексте? (Раздаются четыре каточки-задания по количеству групп: 1 – сказка «Репка» — производство; 2 – считалочка – распределение; 3 – песенка «Барабек» — потребление; 4 – детское стих. – обмен)

IIІ. Постановка целей урока.

Учитель: Ребята отгадайте ребус (Слайд №5)

Или загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги).

Учитель: Мы продолжаем изучение раздела «Экономика». Тема нашего урока «Деньги и их функции». (Слайд№6)

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

- Наша задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

- Запишите тему урока в тетради «Деньги и их функции».

Посмотрите, по какому плану мы будем работать: (Слайд № 7 )

1. История денег.

2. Как деньги стали деньгами.

3. Деньги меняют обличье.

4.Функции денег.

ІV. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Учитель: - Деньги... А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске или в тетради.(Приём “Корзина идей”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

(Слайд №8 )

2.Учитель: Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле, большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы и т.д.

3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д. (Приложение 2)

4.Учитель: – Понравилось ли вам на ярмарке?

– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да

Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

(слайд 10) Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.

Запишем: (слайд ) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.

Просмотр видеофрагмента «История денег»

Учитель: Ребята, составьте кластер «Предметы, выступающие в роли денег» Слайд №

Кластер.

5. Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:

(слайд ) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров..

Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

Физкультминутка – 2 минуты

Опережающее задание. Творческое задание.

6. Учитель: Ребята у некоторых из вас были опережающие задания:

- А знаете ли вы как произошли названия денег?

Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

Какие деньги самые большие? Самые дорогие? (презентация «Самые необычные деньги)

7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прослушав внимательно информацию.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.

• Какие валюты можно считать мировыми?

( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)

Задание – составить кластер: «Функции денег». (слайд )

8. Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд )

9. Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; обобщение ответов детей)

10. Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета). Запишите...

Нумизматика – наука изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

6. Практическая работа в парах

Работа с наличными деньгами.

Учитель:

1. У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Монетный тип– устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс- лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты. (Слайд )

V. Закрепление изученного на уроке.

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя.

1. Упражнение “Деньги потерялись”.

Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

2. Заполнение таблицу.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

?

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

?

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

?

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

?

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

?

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

VI. Подведение итога урока.

Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической теории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил и я хочу каждому из вас их раздать.

Вам на заметку:

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание. П- 12.

Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.

- На этом наш урок закончен. Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.

Печать E-mail

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика