Виновен - отвечай. Урок по обществознанию. 7 класс.

Методическая разработка урока по обществознанию 7 класс

Тема урока «Виновен – отвечай»

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о «законопослушном и противозаконном поведении»

Задачи:

Способствовать воспитанию гражданско - правовой позиции подростка,

Способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся.

Задачи урока:

образовательные (достижение предметных результатов):

    • Расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с основными понятиями «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушения».
    • Формирование информационных компетенций через работу с текстом, правовыми источниками, иллюстрациями.
    • Разъяснить учащимся опасность некоторых поступков, которые совершают несовершеннолетние, показать неотвратимость ответственности за их совершение.

развивающие ( достижение метапредметных результатов):

    • Развитие логического мышления, памяти через выполнение проблемных и исследовательских заданий.
    • Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
    • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
    • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

воспитательные ( достижение личностных результатов):

    • Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.
    • Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
    • Формирование гражданско-правовой позиции и культуры общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

    • Научиться объяснять значения понятий «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушения».
    • Характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности.
    • Различать разные виды наказаний, предусмотренных законом.
    • Давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе.

Метапредметные:

    • Личностные: осознать необходимость соблюдения правовых норм общества.
    • Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение организовывать свою деятельность.
    • Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; давать определения понятиям; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять познавательные и практические задания; выполнять познавательные и практические задания.
    • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы.

Личностные:

    • Овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог).
    • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
    • Формирование ответственности за свое поведение.
    • Осознание необходимости соблюдения правовых норм.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки для групповой работы.

Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение 2015..

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Психологический настрой

Мотивирует на успешную работу.

-Здравствуйте, дети. Сегодня урок у нас необычный, к нам пришли гости. А так как урок необычный, я предлагаю занять места за партами тоже в необычном для вас порядке: по времени года вашего рождения. Пожалуйста, займите места. Желаю всем удачи!

Ребята рассаживаются по группам: Зима, Весна, Лето, Осень.

2

Создание проблемной ситуации

   Итак, На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем нашего современного   общества. Но как вы знаете, общество развивалось не одну сотню лет, и люди совершали в своей жизни разные поступки. Предлагаю вашему вниманию один из сюжетов юмористического журнала «Ералаш».

«Кто виноват?» Серия 51

(ребятам демонстрируется сюжет, но не весь, а лишь до момента, где главный герой признается в содеянном) Далее идет беседа с классом

Что произошло?

Сколько лет герою сюжета?

Признал ли он свою вину?

Как вы считаете, что было дальше?

Сможете ли вы сформулировать тему урока? (задача учителя вывести детей на формулировку темы урока)

Учитель , войдя в класс увидел разбитую лампу. И спросил

Кто это сделал?

9-10

Да, признался в содеянном.

Он ответил за свое поведение.

, ведь за поступки надо отвечать.

Виновен – отвечай!

3

Целеполагание

А теперь, исходя из темы, сформулируйте цель в каждой группе и задачи обратите внимание, они будут разные

(Глаголы: Выяснить , Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

Чтобы достичь цели необходимо слаженно работать. Я предлагаю вам выстроить алгоритм верно и приступить к достижению поставленных целей и задач. А что вам для этого нужно?

Демонстрируются действия алгоритма в смешанном порядке:

-работа с понятиями.

- формулировка выводов.

- установление причинно-следственных связей.

- осмысление проблемы

- подведение итогов

- проверка и оценка выводов.

Ребята записывают цель и задачи.

Ребята должны выстроить алгоритм действия:

- осмысление проблемы

-работа с понятиями.

- установление причинно-следственных связей.

- формулировка выводов.

- проверка и оценка выводов.

- подведение итогов

4

Открытие нового знания

Перед вами примеры поступков. Как вы оцениваете их?

1. В школе девятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

А как в науке называется такие типы поведения?

Скажите, а в сюжете главный герой какое поступок совершил?

А как вы определили?

Работа с понятиями.

Задача учителя направлять детей в их работе с источником.

Еще древние законодатели утверждали, что закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.

Правонарушения

Преступления

Проступок

Виды

В каких законах содержится перечень нарушений и виды наказаний?

Наказание

Итак, вы разобрались с тем, чем отличаются поступки людей. Подростки , чей возраст считается одним из сложных, очень часто не осознают или считают, что им ничего не сделают за совершенные поступки. Так ли это?

Итак, следуя букве закона, так говорят юристы, я предлагаю вам сейчас побыть в их роли и предположить, а чем закончился сюжет в Ералаше.

После беседы учитель предлагает им досмотреть сюжет.

Объясните, почему дети разгромили весь кабинет?

Итак, вы видите, ребенок не понес наказания. Все подумали, что главное это сознаться.

Я предлагаю вам поработать с заданием в ваших рабочих листах.

У каждой группы есть свое задание на карточках. Пожалуйста, внимательно прочтите его и ответьте на вопросы.

  

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю

« Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь , я оглядываюсь назад и проникаю в тот день , когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ?..Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…»

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года)

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили...

Советую всем никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет...

Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года)

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные - это те, кто подговаривал... Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам.

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Какие выводы вы можете сделать?

Как вы думаете, можно ли помочь обществу, государству уменьшить количество правонарушений?

Я предлагаю сейчас каждой группе записать 2-3 правила, или совета, как не попасть в беду.

Далее выводится общее правило.

В ситуациях 2,3,6 люди ведут себя по правилам.

А в ситуациях 1,4,5 нет. Нарушают закон.

Законопослушное и противозаконное.

Противозаконный.

Значит есть признаки.

Фиксируют определения законопослушного и противоправного поведения.

Работа с таблицей страница 52.

Нет, ответственность по отдельным видам наступает с 14 лет. И даже в 11 лет подросток может быть помещен в специализированное помещение.

Ребята высказывают свои мысли, исходя из полученных знаний.

Просмотр.

Ответы учащихся.

Группа 1.

  1. Кто автор письма?
  2. Какое открытие сделал для себя подросток?
  3. Что явилось причиной его поступка?

Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

Группа 2.

1.         Кто автор письма?

2.         Что общего в причинах преступлений воспитанников ВТК?.

Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

Группа 3.

1.         Кто автор письма?

2.         Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?

Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

Группа 4.

1.         Кто автор письма?

2.         Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?

Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.

Причины правонарушений во всех случаях одинаковые.

5

Рефлексия

Рефлексия

1.достигла ли группа поставленной цели?

2. что для меня было новым на уроке?

3.чего я никогда не сделаю?

4.мой совет сверстнику.

Рефлексия для учителя. Выходной билет.

  1. Что осталось не понятно?
  2. Что хочу еще узнать?

Рефлексия.

1.достигла ли группа поставленной цели?

2. что для меня было новым на уроке?

3.чего я никогда не сделаю?

4.мой совет сверстнику.

Ученики пишут ответы на два вопроса и вешают свой листочек (стикер) на доске.

Печать E-mail

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика